Восточная аналитика

сетевой аналитический журнал Института востоковедения РАН

Аль-Азхар и Арабская весна

В истории Египта Университет играет выдающуюся роль не только как просветительский центр, но и как сила, столетиями формирующая интеллектуальный потенциал египетского общества. Именно улемы во главе с шейхами аль-Азхара традиционно выступали духовными вождями и наставниками молодого поколения.

Нынешний Шейх и Великий имам Университета Ахмад М. Тайиб - один из самых умеренных суннитских духовных лиц в Египте. Как сторонник Мубрака, он неоднократно подвергался критике режимом Мурси также и за выступления против исламского радикализма, но всегда утверждал, что аль-Азхар никогда не станет полем для пропаганды взглядов и убеждений Братьев-мусульман, хотя они и смогли закрепиться в среде учащихся, особенно в студенческих комитетах.

С июня 2013 г. в Египте начались массовые протесты против Мурси. И  аль-Азхар стал в то время стратегическим союзником нового военного режима во главе с Абдель Фаттахом ас-Сиси по трём ключевым моментам: поддержке армии, нейтрализации исламистской оппозиции и созданию позитивного образа религиозной модернизации. Великий имам обосновал свои действия тем, что был "вынужден, по шариату, выбрать меньшее из двух зол". Искусно лавируя, он остается у власти во время грозных политических событий и олицетворяет умеренный, ислам, пытаясь ввести  его в русло терпимости и высокой духовности.

Эта тема была поднята в аль-Азхаре в 2011 г., вскоре после начала беспорядков в Египте. Тогда был опубликован документ «Будущее Египта» о принципах отношений между исламом и государством. Это были 11 пунктов, которые прокламировали ключевые элементы либерального режима – демократию, свободу вероисповедания и убеждений, права женщин и детей. Демократия рассматривалась в нем с точки зрения классической исламской Шуры как единственно приемлемый метод принятия решений. Документ поддерживал создание современного демократического правового государства, основанного на разделении властей. В нем также содержался призыв к восстановлению самостоятельности аль-Азхара и отделения его от государства.

В том же году был  издан документ "Арабская весна" об отношениях между правителем и подданными. В нем отмечалось, что силовое противодействие любому мирному протесту и кровопролитие дискредитируют правящий режим и лишают его законности. «Если власть упорствует в тирании….,  то угнетенные слои обретают право свергнуть деспотичных правителей, привлечь их к ответу и, при необходимости, изменить систему власти в целом».

В январе 2012 г. аль-Азхар издал третий документ «Система исламских свобод». В нем  признаётся  право на четыре основные свободы - вероисповедания, выражения мнений, научных исследований и художественного творчества. Резко осуждался «такфир»  поскольку радикал-исламисты использовали его для обвинения в отступничестве и придания анафеме любого человека без надлежащей правовой процедуры. Четвертый документ, "Отказ от насилия», появился 31 января 2013 г. и был подписан представителями разных политических сил, включая Братьев-мусульман. Его цель состояла в том, чтобы остановить вспыхнувшее на тот момент насилие, приведшее к десяткам смертей. Выступая  с такими призывами к умеренности и либерализму, аль-Азхар предполагал воспользоваться возникшей исторической возможностью и восстановить свой былой статус и независимость от исполнительной власти.

Между тем, со времени свержения Мурси университет стал одной из «горячих точек» Египта. Ухудшение стандартов преподавания, снижение уровня образования и ослабление общего контроля облегчили доступ в университет наиболее жестких исламистских групп от Братьев-мусульман до салафитов. Ещё одной причиной роста их влияния было то, что экстремисты помогали многочисленным студентам из нищих деревень дешевым жильем и деньгами. Радикалы  активно работали и в иностранных землячествах.  К тому же многие экстремисты окончили аль-Азхар и получили здесь ученые степени, что еще более усиливало их влияние на тех студентов, которые изначально не были  сторонниками Великого имама.

С момента  запрета уличных протестов волна студенческого недовольства военным режимом переместилась в студенческие кампусы, куда с 2009 г.  силы безопасности  не допускались. Однако в феврале 2014 г. в связи с обострением борьбы с экстремизмом запрет был снят.

В стенах же аль-Азхара продолжала зреть студенческая оппозиция новому режиму. Только за один 2013/14 год в столкновениях  два студента были убиты, 40 временно отстранены от занятий, 200 исключены за насилие и саботаж и 45 осуждены на сроки до 17 лет по обвинению в участии в несанкционированных демонстрациях и в принадлежности к Братьям-мусульманам.

Но даже в такой исключительно напряженной ситуации Великий имам сумел найти правильную линию поведения  со студенческой массой и властью. Своим авторитетом он старался воспрепятствовать скатыванию студенчества к салафитской идеологии, как-то локализовать экстремизм и воспользоваться положением, когда военные должны были демонстрировать приверженность демократическим действиям. В результате новая конституция Египта 2014 г. провозгласила университет «независимым научным исламским учреждением», что  в общем можно признать весьма серьезным завоеванием. Тем не менее, едва ли это достижение может считаться абсолютным, учитывая тот факт, что финансирование его остается прерогативной государства. 

На волне событий в 2015 г. аль-Азхар вышел с инициативой стратегии развития, включающей обновление содержательной стороны учебных программ и противодействия экстремизму. Среди прочего, она предполагает запуск сетевых ресурсов для борьбы с экстремистскими  сайтами, привлечение молодых проповедников аль-Азхара к работе с молодёжной аудиторией; использование  новейших технологий воздействия на массовое сознание, а также ревизию образовательных программ аль-Азхара с акцентом на толерантность и милосердие; развертывание пропаганды заграничных представительств аль-Азхара и участие в ней выпускников университета за рубежом; созыв при его участии Всемирной конференции по проблемам ислама.