Восточная аналитика

сетевой аналитический журнал Института востоковедения РАН

Принятие Закона об упорядочении израильских поселений в Иудее и Самарии и его первые последствия

6 февраля 2017 г. на пленарном заседании израильского парламента был принят Закон об упорядочении поселений в Иудее и Самарии. В его поддержку проголосовали 60 из 120 депутатов Кнессета, представляющие партии правительственной коалиции. Единственным исключением стал член партии «Ликуд» Б.Бегин. Против законопроекта высказались фракции, входящие в парламентскую оппозицию. 8 парламентариев в голосовании не участвовали, среди них оказался и лично премьер-министр Б.Нетаньяху («Ликуд»), находившийся с визитом в Великобритании.

Закон предусматривает легализацию постфактум порядка 4 000 единиц жилья на территории Западного берега реки Иордан, процесс строительства или расширения которых был одобрен правительством и не имел под собой умысла по захвату земель, принадлежащих палестинскому населению. Для последнего предусматривается процедура получения компенсации (125 % стоимости утраченного или другой участок). На нее смогут претендовать лица, доказавшие свое право собственности на попадающие под действие закона территории.

Надо отметить, что данный пункт стал одним из важнейших в позиции инициаторов документа, т.к. он позволяет палестинцам, рассчитывать на компенсацию своих потерь. Как следствие, законопроект работает не только в интересах израильских поселенцев. Интересно, что ранее инициативы, содержащие в себе компонент экономического стимулирования, не встречали столь широкого одобрения. К примеру, неоднозначно был воспринят т.н. «Манифест», представленный лидером партии «Наш дом Израиль» А.Либерманом в ноябре 2014 г. Он содержал пункт об обмене территориями и населением, где для решения проблемы лояльности израильских арабов предполагалось мотивировать экономически тех из них, кто выберет для себя отказ от израильского гражданства.

Приложение к Закону, одобренному Кнессетом 6 февраля, содержит список из 16 поселений, на которые распространяется его действие. В их числе Нокдим, Мицпе-Крамим, Кохав-Яаков, Ар Браха, Бэйт-Эль, Эли, Ицхар, Кохав а-Шахар, Модин-Элит, Кдумим, Алон-Море, Шафей-Шомрон, Псагот, Маале-Махмеш, Офра, Натив а-Авот. В последних двух упомянутых в Приложении поселениях соответственно 9 и 16 единиц жилья, в отношении которых Высшим судом справедливости (БАГАЦ) выпущены постановления о сносе, были исключены из документа. Вместе с тем, министр юстиции Израиля с одобрения законодательной комиссии  Кнессета  получил право вносить дополнительные поселения в список.    

В настоящий момент главным следствием принятия закона можно считать намерение привлечь к противодействию документу судебные инстанции. При этом такие перспективы имеют место как внутри страны, так и на международной арене. В частности, неправительственные организации  «Шалом Ахшав» и «Еш дин» заявили о готовности обратиться в БАГАЦ с целью инициировать рассмотрение принятого Кнессетом документа на предмет соответствия израильским законам. Ярым сторонником защиты одобренного Кнессетом документа стал депутат от партии «Еврейский дом» Б.Смотрич, высказавший идею принятия закона, позволяющего выносить на повторное голосование законопроекты, отмененные судом. Алармистские настроения в связи с возможностью обращения палестинской администрации в международный суд выразил лидер парламентской оппозиции И.Герцог («Сионистский лагерь») перед началом голосования. Надо отметить, что его опасения вскоре оправдались, когда со стороны палестинской администрации последовало заявление о намерении обращения в Гаагу. Впрочем, о готовности перенести разбирательство с Израилем в международный суд они заявляли еще в конце 2016 г., когда была принята резолюция Совета Безопасности ООН № 2334, называющая израильскую поселенческую активность противоречащей нормам международного права.

Таким образом, принятие Закона об упорядочении израильских поселений в Иудее и Самарии во многом является следствием заявлений Б.Нетаньяху во время предвыборной капании в Кнессет 20-го созыва, когда лидер «Ликуд» отмечал, что не допустит создания палестинского государства и передачи земель в руки террористов. Израильская судебная система, в которой, с одной стороны, существует возможность отмены закона на основании нарушения процедуры или несоответствия Основным законам страны, а с другой стороны, действует принцип экс-председателя Верховного суда А.Барака «все подсудно», делает будущее утвержденного Кнессетом документа неопределенным.